Анапа: до открытия курортного сезона на пляжах необходимо убедиться в их экологической безопасности
2025-02-11 17:32
ВООП публикует данные о состоянии побережья близ Анапы. В периодически выбрасываемых морем сгустках мазута с пляжа допустимые нормы по бензо(а)пирену превышены.
По завершении очистки загрязненного побережья близ Анапы 28 января 2025 года сотрудники организаций, уполномоченных на проведение этих работ, провели отбор проб выброшенного на берег мазута с грунта (песка) (Краснодарский край, г. Анапа, координаты: 44.926502, 37.313139, время отбора пробы — 9.00).
Эти пробы для проведения контроля были предложены организациям, готовым провести такую работу. Представитель Всероссийского общества охраны природы (ВООП), находившийся в зоне экологической аварии, взял три пробы из отобранных сотрудниками Минэкономики Краснодарского края и Кубанского научного фонда. Пробы были доставлены в Москву.
Аккредитованная лаборатория ВПК ЛАБ (испытательная лаборатория ООО «ВПК Прогресс Энерго») по обращению НЭС ВООП провела химический анализ привезенной пробы. Мазут «М-100» содержит полиароматические углеводороды, среди которых бензо(а)пирена — самый опасный. Это мощный и устойчивый канцероген и мутаген, обладающий свойством накапливаться в окружающей среде и организме человека. Поэтому анализ проводился по этому показателю. При норме бензо(а)пирена в почве 0,02 мг/кг проба сгустка мазута с песчаного берега близ Анапы содержит 0,45 мг/кг.
«Это сигнал к тому, что мы имеем дело с очень тревожной ситуацией, - отметил Виктор Данилов-Данильян, председатель НЭС ВООП, чл.-корр. РАН, научный руководитель ИВП РАН. - Мы эту ситуацию должны исследовать, изучать. И ни в коем случае не должны допускать туда людей, не проверив двадцать раз, какая там на самом деле обстановка. А она может меняться, потому что бензо(а)пирен может испаряться, он может быть засыпан слоем песка из близлежащих карьеров, как это и собираются сделать. Эту ситуацию нужно держать под контролем. Если анализы будут неблагоприятными, туда нельзя пускать людей. Если загрязнение будет держаться на уровне 1 ПДК, отдыхайте, пожалуйста, но я бы не рекомендовал людям находиться на пляже больше 2 часов в день».
Напомним, 15 декабря 2024 года в Керченском проливе потерпели крушение танкеры «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239», на борту которых находилось 9,2 тыс тонн мазута.
В феврале 2025, когда угроза распространения мазута по акватории стала реальной, контроль источников таких загрязнений, как суда, которые ходят по Черному морю, существенно усложнился. Идентификация источников загрязнения стоит дорого, чем могут воспользоваться суда, которые ходят по морю. Свои подсланевые воды, которые собираются на дне трюмов и содержат нефтепродукты и другие загрязняющие вещества, они могут сбрасывать там, где им удобно, с гораздо меньшим риском, чем при обычных условиях, а не утилизировать так, как положено (привезти в порт, официально сдать и оплатить очистку). Это может оказаться даже более серьезной угрозой, чем разлив мазута.