Новости

Сегодня 120 лет первому «электрическому автомобилю» России

Вы знаете, что у российского троллейбуса тоже есть свой день рождения? И сегодня у него юбилей. 120 лет назад – 13 апреля 1902 года – в Санкт-Петербурге состоялись первые испытания как его тогда называли «электрического автомобиля».


Первенец начала XX века существенно отличался от привычных нам троллейбусов. Например, вместо штанговых токоприемников или, как их принято называть в обиходе «рогами», машина соединялась с проводами специальным кабелем, а на его конце была специальная тележка, скользившая по проводам при движении транспортного средства. В журнале «Автомобиль» 1902 года даже вышла заметка об автомобиле, приводимом в движение электрической энергией, получаемой от проводов вдоль пути, но ходящего не по рельсам, а по обычной дороге».
Машина изначально планировалась для перевозки грузов. Лишь тридцать лет спустя в стране были открыты первые троллейбусные линии. На этот раз – для перевозки пассажиров.
Со временем троллейбус, как и трамвай, стали символом экологичного общественного транспорта. В отличие от других транспортных средств, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, воздействие трамвая и троллейбуса на окружающую среду было и остается минимальным.
Самым известным образцом отечественного троллейбуса считается ЗиУ-9. За несколько десятилетий было выпущено более 40 000 единиц. ЗиУ-9 поставлялся во многие страны Азии, Европы, Африки и даже Южной Америки.

Свое название ЗиУ-9 получил по названию предприятия, где производился троллейбус – Ордена Трудового Красного Знамени троллейбусном заводе имени Урицкого. Сейчас – Энгельсский завод электрического транспорта в Саратовской области


Кстати, в Книгу рекордов Гиннеса наша страна вошла не только благодаря самой массовой серии троллейбуса, но самому протяженному в мире троллейбусному маршруту, который соединил города Симферополь и Ялту. Некоторые историки считают, что в тридцатых годах прошлого века разрабатывался еще более протяженный маршрут, по которому троллейбусы должны были ходить от Новороссийска до Сухума. Но проект из-за начавшейся Второй мировой войны, когда стране требовалась военная техника, свернули.