7 ноября в Торгово-промышленной палате РФ прошло заседание Совета по развитию экономики замкнутого цикла и экологии.
На него были приглашены представители профильных комитетов Совета Федерации и Госдумы, Минпромторга, Минприроды, Минэкономразвития, Росприроднадзора, Бюро НДТ и эксперты общественных организаций.
Главной темой обсуждения стал вопрос получения комплексных экологических разрешений (КЭР): до конца 2024 года осталось меньше двух месяцев, а КЭР выданы только 1681 объекту негативного воздействия на окружающую среду из более чем 5000, которым предписано получить КЭР до конца текущего года.
Делимся с нашими дорогими читателями материалом руководителя Юридического департамента Всероссийского общества охраны природы - члена Совета по развитию экономики замкнутого цикла и экологии Торгово-промышленной палате РФ Юлии Сухоруковой:
Правовой анализ феномена комплексных экологических разрешений (КЭР)
Увеличение промышленного производства, как драйвера индустриализации общества, неотъемлемо связано с ростом негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого промышленными предприятиями и связанными с ними инфраструктурными объектами.
В целях соблюдения баланса экологических и экономических интересов была выработана новая государственная экологическая политика, утвержденная Указом Президента РФ от 19.04.2017 № 176 в виде Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. Одним из приоритетов Стратегии стало направление стимулирования внедрения в технологии производства товаров, выполнения работ, оказания услуг современных достижений науки, техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды.
Комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий и переход на наилучшие доступные технологии (далее – НДТ), был утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 398-р. При этом переход к новой системе регулирования осуществлялся поэтапно. Начиная с 2014 года была проведена работа по формированию нормативной правовой базы и документов национальной системы стандартизации.
Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О стандартизации в Российской Федерации" закрепил понятие информационно-технического справочника (далее – ИТС), содержащего систематизированные данные в определенной области и включающего в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные. Порядок определения технологии в качестве НДТ, правила разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по НДТ установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 № 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям».
Следующим этапом внедрения НДТ стало закрепление в статье 31.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» в виде обязанности получения комплексных экологических разрешений (КЭР) для трехсот промышленных объектов I категории, суммарно производящих более 60 процентов загрязнений на территории Российской Федерации. Перечень объектов был утвержден Приказом Минприроды от 18.04.2018 № 154. Критерии отнесения предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. При этом предприятиям I категории в процессе перехода на НДТ нужно не только получить комплексное экологическое разрешение, но и выполнить ряд условий. Вместе с тем, Федеральным законом от 25.12.2018 № 496-ФЗ4 были внесены изменения, касающиеся сроков действия: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; лимитов на выбросы загрязняющих веществ; разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду; нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Указанные документы и разрешения, полученные природопользователями до 1 января 2019 года, действовали до дня истечения срока их действия или до дня получения КЭР в соответствии с новым законодательством. Множество предприятий, включенных в Перечень 300, переоформили разрешительную документацию по старым правилам.
Для получения КЭР необходимо обратиться в территориальный орган Росприроднадзора по месту размещения объекта НВОС. Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект.
Форма заявки на получение КЭР закреплена в приказе Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22.10.2021 № 780 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения» (ранее действовал Приказ от 11.10.20018 № 510 – утратил силу).
Порядок выдачи комплексных экологических разрешений утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений» (ранее действовал Порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 – утратил силу). Более того, Росприроднадзор подготовил разъяснения по вопросу получения комплексного экологического разрешения, где указано, какими актами установлены требования к разработке и получению разрешения, какие требования предъявляются к заявке, приводятся пояснения к содержанию разделов заявки.
Для подачи заявки на выдачу КЭР природопользователям необходимо зарегистрироваться в ГИСП (Государственная информационная система промышленности) https://gisp.gov.ru/ и подать заявку через сервис. Заявитель обязан уплатить государственную пошлину в размере 9,5 тысяч рублей на основании пп. 2 п. 118 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ. Копию документа, подтверждающего оплату пошлины, предоставлять не нужно, эти сведения автоматически отражаются в ГИС ГМП.
Алгоритм действий по пересмотру КЭР аналогичен правилами получения разрешения. При частичном пересмотре выдается приложение, которое становится неотъемлемой частью КЭР, при полном пересмотре заявитель получает новое разрешение. В случае реорганизации юридического лица КЭР можно переоформить. Сроки оказания государственной услуги следующие:
продление комплексного экологического разрешения либо отказ в продлении комплексного экологического разрешения – 15 рабочих дней;
внесение изменений в комплексное экологическое разрешение либо отказ во внесении изменений в комплексное экологическое разрешение – 10 рабочих дней;
исправление технических ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо отказ в исправлении ошибок – 10 рабочих дней.
Территориальный орган Росприроднадзора вправе отозвать ранее выданное КЭР в случае, если предприятие снято с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду или по решению суда вследствие нарушения законодательства. Решение об отзыве КЭР размещается на официальном сайте ведомства.
В конце октября 2024 г. в Постановление 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений» (ред. от 29.10.2024) были внесены изменения:
- сокращен срок рассмотрения заявки на соответствие формы и содержания с 3 до 2 рабочих дней;
- сокращен общий срок рассмотрения заявки на выдачу КЭР с 63 до 27 рабочих дней;
- сведения, отнесенные к государственной тайне, не подлежат размещению в ГИСП;
- появилась возможность осуществить корректировку заявки заявителя в 5-дневный срок после получения информации от Росприроднадзора;
- замечания органов исполнительной власти, рассматривающих заявку на получение разрешения, должны быть мотивированны, содержать ссылки на положения нормативных правовых актов, на опубликованные информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям.
Проведенный анализ показывает, что в период с 2020 года была существенно развита нормативная база, однако работу по совершенствованию законодательства с учетом правоприменительной практики необходимо продолжить. Количество предприятий, получивших КЭР к ноябрю 2024 г. составляет менее 37% (около 1700 объектов), что является ничтожно малой цифрой ввиду продления сроков получения КЭР до 1 января 2025 г. Эксперты и члены Совета по развитию экономики замкнутого цикла и экологии Торгово-промышленной палаты Российской Федерации неоднократно обсуждали проблемные вопросы, касающиеся получения КЭР. Эксперты отмечают:
- отсутствие объекта размещения отходов со свободной вместимостью в некоторых регионах, что является ограничивающим фактором при выдаче КЭР;
- отсутствие контакта предприятий с РПН, из-за чего компании не могут оперативно получить ответы на свои вопросы;
- неточность требований со стороны представителей органов власти и отсутствие однозначного решения в действующих нормативно-правовых актах.
Важным вопросом остается подготовка квалифицированных кадров как в органах государственной власти, осуществляющих рассмотрение заявки, так и в организациях, занимающихся разработкой разрешительной документации.
На него были приглашены представители профильных комитетов Совета Федерации и Госдумы, Минпромторга, Минприроды, Минэкономразвития, Росприроднадзора, Бюро НДТ и эксперты общественных организаций.
Главной темой обсуждения стал вопрос получения комплексных экологических разрешений (КЭР): до конца 2024 года осталось меньше двух месяцев, а КЭР выданы только 1681 объекту негативного воздействия на окружающую среду из более чем 5000, которым предписано получить КЭР до конца текущего года.
Делимся с нашими дорогими читателями материалом руководителя Юридического департамента Всероссийского общества охраны природы - члена Совета по развитию экономики замкнутого цикла и экологии Торгово-промышленной палате РФ Юлии Сухоруковой:
Правовой анализ феномена комплексных экологических разрешений (КЭР)
Увеличение промышленного производства, как драйвера индустриализации общества, неотъемлемо связано с ростом негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого промышленными предприятиями и связанными с ними инфраструктурными объектами.
В целях соблюдения баланса экологических и экономических интересов была выработана новая государственная экологическая политика, утвержденная Указом Президента РФ от 19.04.2017 № 176 в виде Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. Одним из приоритетов Стратегии стало направление стимулирования внедрения в технологии производства товаров, выполнения работ, оказания услуг современных достижений науки, техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды.
Комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий и переход на наилучшие доступные технологии (далее – НДТ), был утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 398-р. При этом переход к новой системе регулирования осуществлялся поэтапно. Начиная с 2014 года была проведена работа по формированию нормативной правовой базы и документов национальной системы стандартизации.
Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О стандартизации в Российской Федерации" закрепил понятие информационно-технического справочника (далее – ИТС), содержащего систематизированные данные в определенной области и включающего в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные. Порядок определения технологии в качестве НДТ, правила разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по НДТ установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 № 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям».
Следующим этапом внедрения НДТ стало закрепление в статье 31.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» в виде обязанности получения комплексных экологических разрешений (КЭР) для трехсот промышленных объектов I категории, суммарно производящих более 60 процентов загрязнений на территории Российской Федерации. Перечень объектов был утвержден Приказом Минприроды от 18.04.2018 № 154. Критерии отнесения предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. При этом предприятиям I категории в процессе перехода на НДТ нужно не только получить комплексное экологическое разрешение, но и выполнить ряд условий. Вместе с тем, Федеральным законом от 25.12.2018 № 496-ФЗ4 были внесены изменения, касающиеся сроков действия: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; лимитов на выбросы загрязняющих веществ; разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду; нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Указанные документы и разрешения, полученные природопользователями до 1 января 2019 года, действовали до дня истечения срока их действия или до дня получения КЭР в соответствии с новым законодательством. Множество предприятий, включенных в Перечень 300, переоформили разрешительную документацию по старым правилам.
Для получения КЭР необходимо обратиться в территориальный орган Росприроднадзора по месту размещения объекта НВОС. Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект.
Форма заявки на получение КЭР закреплена в приказе Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22.10.2021 № 780 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения» (ранее действовал Приказ от 11.10.20018 № 510 – утратил силу).
Порядок выдачи комплексных экологических разрешений утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений» (ранее действовал Порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 – утратил силу). Более того, Росприроднадзор подготовил разъяснения по вопросу получения комплексного экологического разрешения, где указано, какими актами установлены требования к разработке и получению разрешения, какие требования предъявляются к заявке, приводятся пояснения к содержанию разделов заявки.
Для подачи заявки на выдачу КЭР природопользователям необходимо зарегистрироваться в ГИСП (Государственная информационная система промышленности) https://gisp.gov.ru/ и подать заявку через сервис. Заявитель обязан уплатить государственную пошлину в размере 9,5 тысяч рублей на основании пп. 2 п. 118 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ. Копию документа, подтверждающего оплату пошлины, предоставлять не нужно, эти сведения автоматически отражаются в ГИС ГМП.
Алгоритм действий по пересмотру КЭР аналогичен правилами получения разрешения. При частичном пересмотре выдается приложение, которое становится неотъемлемой частью КЭР, при полном пересмотре заявитель получает новое разрешение. В случае реорганизации юридического лица КЭР можно переоформить. Сроки оказания государственной услуги следующие:
продление комплексного экологического разрешения либо отказ в продлении комплексного экологического разрешения – 15 рабочих дней;
внесение изменений в комплексное экологическое разрешение либо отказ во внесении изменений в комплексное экологическое разрешение – 10 рабочих дней;
исправление технических ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо отказ в исправлении ошибок – 10 рабочих дней.
Территориальный орган Росприроднадзора вправе отозвать ранее выданное КЭР в случае, если предприятие снято с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду или по решению суда вследствие нарушения законодательства. Решение об отзыве КЭР размещается на официальном сайте ведомства.
В конце октября 2024 г. в Постановление 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений» (ред. от 29.10.2024) были внесены изменения:
- сокращен срок рассмотрения заявки на соответствие формы и содержания с 3 до 2 рабочих дней;
- сокращен общий срок рассмотрения заявки на выдачу КЭР с 63 до 27 рабочих дней;
- сведения, отнесенные к государственной тайне, не подлежат размещению в ГИСП;
- появилась возможность осуществить корректировку заявки заявителя в 5-дневный срок после получения информации от Росприроднадзора;
- замечания органов исполнительной власти, рассматривающих заявку на получение разрешения, должны быть мотивированны, содержать ссылки на положения нормативных правовых актов, на опубликованные информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям.
Проведенный анализ показывает, что в период с 2020 года была существенно развита нормативная база, однако работу по совершенствованию законодательства с учетом правоприменительной практики необходимо продолжить. Количество предприятий, получивших КЭР к ноябрю 2024 г. составляет менее 37% (около 1700 объектов), что является ничтожно малой цифрой ввиду продления сроков получения КЭР до 1 января 2025 г. Эксперты и члены Совета по развитию экономики замкнутого цикла и экологии Торгово-промышленной палаты Российской Федерации неоднократно обсуждали проблемные вопросы, касающиеся получения КЭР. Эксперты отмечают:
- отсутствие объекта размещения отходов со свободной вместимостью в некоторых регионах, что является ограничивающим фактором при выдаче КЭР;
- отсутствие контакта предприятий с РПН, из-за чего компании не могут оперативно получить ответы на свои вопросы;
- неточность требований со стороны представителей органов власти и отсутствие однозначного решения в действующих нормативно-правовых актах.
Важным вопросом остается подготовка квалифицированных кадров как в органах государственной власти, осуществляющих рассмотрение заявки, так и в организациях, занимающихся разработкой разрешительной документации.