«Как решить транспортные проблемы городского округа Королев без ущерба национальному парку «Лосиный остров» - дискуссия на эту тему прошла в Общественной палате РФ. Администрацию города призвали расширять дороги и развивать общественный транспорт.
Предыстория такова: жителям Королева и окрестностей чрезвычайно трудно выезжать из города по утрам и въезжать обратно по вечерам. Требуется решение проблемы. Администрация города разработала проект строительства двух дорог – одной через центр города, другой – через национальный парк «Лосиный остров». Экологи – категорически против. И законодательство на их стороне: «Лосиный остров» как особо охраняемая природная территория (ООПТ) защищен соответствующим федеральным законом. Конфликтная ситуация вокруг этой темы была вынесена на уровень Президента страны в декабре 2024 года, а в феврале 2025 появилось поручение В.В. Путина № Пр-292 (пункт 1, подпункт «г») в той формулировке, которая и была представлена на круглом столе.
Глава городского округа Королёв Игорь Трифонов рассказал, как сложно решить проблему транспорта в городе и как остро она стоит перед жителями и перед администрацией. Также он сообщил, что развивает общественный транспорт в округе: за 5 лет добавили 6 новых автобусных маршрутов, но пробки мешают. Кроме того, власти города заботятся о развитии рабочих мест так, чтобы жители могли трудиться недалеко от дома. Но развитие требует нового транспортного каркаса, сообщил Трифонов.
Предыстория такова: жителям Королева и окрестностей чрезвычайно трудно выезжать из города по утрам и въезжать обратно по вечерам. Требуется решение проблемы. Администрация города разработала проект строительства двух дорог – одной через центр города, другой – через национальный парк «Лосиный остров». Экологи – категорически против. И законодательство на их стороне: «Лосиный остров» как особо охраняемая природная территория (ООПТ) защищен соответствующим федеральным законом. Конфликтная ситуация вокруг этой темы была вынесена на уровень Президента страны в декабре 2024 года, а в феврале 2025 появилось поручение В.В. Путина № Пр-292 (пункт 1, подпункт «г») в той формулировке, которая и была представлена на круглом столе.
Глава городского округа Королёв Игорь Трифонов рассказал, как сложно решить проблему транспорта в городе и как остро она стоит перед жителями и перед администрацией. Также он сообщил, что развивает общественный транспорт в округе: за 5 лет добавили 6 новых автобусных маршрутов, но пробки мешают. Кроме того, власти города заботятся о развитии рабочих мест так, чтобы жители могли трудиться недалеко от дома. Но развитие требует нового транспортного каркаса, сообщил Трифонов.
Для решения вопроса были привлечены эксперты Института экономики транспорта и транспортной политики ГУ ВШЭ, представившие два проекта новых выездов из города на Ярославское шоссе: северный и южный. Северный для реализации потребует сноса ряда построек, в том числе ТЦ, ограничит развитие железнодорожного транспорта и потребует строительных работ в историческом центре Королева. Его длина составит 11 км, пропуск 850 автомобилей в час, к тому же необходимо 6 лет для сооружения этого пути. Южный вариант – это путь по национальному парку. Он всячески удобен, составит 7 км, обеспечит пропуск 1800 авто в час, а строительство займет лишь 2-3 года.
Ни один из проектов, отметила директор Института географии РАН Ольга Соломина, не проходил экологическую экспертизу. А это обязательное требование.
Между тем, автовладельцы Королева требуют решить проблемы как можно быстрей, поэтому, с точки зрения властей, южный проект – самый удобный. Эту позицию поддержали приехавшие на заседание жители Королева, как оказалось, автомобилисты. Но не все.
Ни один из проектов, отметила директор Института географии РАН Ольга Соломина, не проходил экологическую экспертизу. А это обязательное требование.
Между тем, автовладельцы Королева требуют решить проблемы как можно быстрей, поэтому, с точки зрения властей, южный проект – самый удобный. Эту позицию поддержали приехавшие на заседание жители Королева, как оказалось, автомобилисты. Но не все.
Герой России, летчик-космонавт Федор Юрчихин, заместитель председателя и исполнительный директор ВООП, связан с Королевым с 1983 года и ежедневно сталкивается с теми же транспортными проблемами, о которых рассказывает городская администрация. Но причину коллапса дорожного трафика он видит в другом: неконтролируемое строительство жилья приводит к тому, что город стоит в пробках. В Королеве мало рабочих мест для жителей города и окрестностей, особенно для молодежи. В результате потоки машин в Москву утром и из Москвы вечером столь велики. Общественный транспорт в округе развит крайне слабо, подвижной состав старый, билеты на пригородные электрички дороги, плоха организация движения в самом городе, не говоря уже о состоянии дорожного полотна. Юрчихин предлагает начать с нескольких шагов: развитие доступного общественного транспорта, комфортабельного, быстрого и безопасного; перехватывающие парковки, в том числе многоуровневые, у железнодорожных станций; удешевление стоимости проезда на электричках в Москву и обратно в часы пик; реконструкция имеющихся городских автодорог и изменение организации движения на них. «Лосиный остров нужен нашим детям», – подчеркнул Федор Юрчихин, возвращаясь к теме дороги через национальный парк. По его словам, федеральный закон существует не для того, чтобы его отменять: «Нельзя собирать подписи граждан за нарушение федерального закона». Кроме того, по его словам, если в «Лосином острове» начнут строить дороги для Королева, то завтра то же самое захотят делать жители Щелково, Балашихи и Мытищ.
Этот подход поддержал Игорь Гришин, член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Он заявил, что транспортную проблему можно решить с помощью развития общественного транспорта и моратория на застройку: «Строительство в Королеве без ухудшения жизни людей невозможно». План прост: расширить имеющиеся улицы; изменить организацию движения, введя выделенные полосы для общественного транспорта; реконструировать железнодорожные станции и автобусные остановки; запустить автобусы до ближайших станций метро. При этом «Лосиный остров» останется цел и невредим.
Такая позиция оказалась близка молодым жителям Королева: новые дома добавят новые авто. А нам нужны новые рабочие места для выпускников вузов высокого уровня: «Лосиного острова» для решения транспортных проблем Королева – нет». Молодые жители соседних Мытищ также обозначили позицию: «Лосиный остров», где власти Королева хотят строить дорогу, находится на территории Мытищинского городского округа. Активисты направили 1200 подписей жителей в Администрацию президента РФ, 1850 подписей – в Минприроды России с требованием решать проблемы города за счет ресурсов города, а не за счет леса. И обращают внимание на то, что власти ведут строительство дорог под видом капитального ремонта, что не требует экологической экспертизы. Такие атаки на лес приходится отбивать с помощью прокуратуры.
Оказалось, что научную оценку патовой транспортной ситуации и выхода из нее уже подготовил Кирилл Янков, к.т.н., заведующий лабораторией ИНП РАН по заказу экологов и на общественных началах. Он опроверг сообщения о том, что дорога через нацпарк даст большую пропускную способность: максимум ее возможностей – это 900 автомашин в час. По его словам, дороге в лесу мешает отсутствие разворота с Ярославского шоссе, поворот в 90 градусов, а также отсутствие тротуаров и пешеходных переходов на том участке, где есть грунтовая дорога. Таким образом, в «Лосином острове» без нарушения ФЗ ничего не получится. Зато дешево и быстро можно обустроить нормальное движение за счет имеющихся магистралей: ввести реверсивное движение на Пионерской (утром – в Москву, вечером – в Королев), расширить проезжую часть; спрямить изгиб этой улицы и расширить мост над Водоканалом. На это потребуется не более 2 лет. Северный вариант проекта, представленный Янковым мэрии, потребует 5-6 лет, для него нужны современные технические решения и реорганизация движения. В этом случае он не грозит ущербом исторической части города, как было ранее представлено транспортниками.
Сергей Найденко, чл.-корр. РАН, директор Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН отметил, что дорога через нацпарк нанесет критический ущерб животным. И предложил не идти по самому простому пути, а заняться реконструкцией дорог и общественным транспортом. Аркадий Тишков, чл.-корр. РАН, заведующий лабораторией биогеографии Института географии РАН, указал, что отказ от поисков альтернативных технологических решений в урбанизированных территориях нарушает ФЗ и призвал оперативно обратиться в РАН для проведения экологической экспертизы. А Всеволод Степаницкий, сопредседатель межрегиональной общественной организации «Экспертный совет по заповедному делу», подчеркнул, что фрагментация «Лосиного острова» приведет к деградации его экосистемы. Он отметил: планы строительства в пределах нацпарка нарушают не один федеральный закон, а пять, о чем еще несколько лет назад было выдано заключение экспертной группы, состоявшей из 40 чл.-корреспондентов РАН.
Такая позиция оказалась близка молодым жителям Королева: новые дома добавят новые авто. А нам нужны новые рабочие места для выпускников вузов высокого уровня: «Лосиного острова» для решения транспортных проблем Королева – нет». Молодые жители соседних Мытищ также обозначили позицию: «Лосиный остров», где власти Королева хотят строить дорогу, находится на территории Мытищинского городского округа. Активисты направили 1200 подписей жителей в Администрацию президента РФ, 1850 подписей – в Минприроды России с требованием решать проблемы города за счет ресурсов города, а не за счет леса. И обращают внимание на то, что власти ведут строительство дорог под видом капитального ремонта, что не требует экологической экспертизы. Такие атаки на лес приходится отбивать с помощью прокуратуры.
Оказалось, что научную оценку патовой транспортной ситуации и выхода из нее уже подготовил Кирилл Янков, к.т.н., заведующий лабораторией ИНП РАН по заказу экологов и на общественных началах. Он опроверг сообщения о том, что дорога через нацпарк даст большую пропускную способность: максимум ее возможностей – это 900 автомашин в час. По его словам, дороге в лесу мешает отсутствие разворота с Ярославского шоссе, поворот в 90 градусов, а также отсутствие тротуаров и пешеходных переходов на том участке, где есть грунтовая дорога. Таким образом, в «Лосином острове» без нарушения ФЗ ничего не получится. Зато дешево и быстро можно обустроить нормальное движение за счет имеющихся магистралей: ввести реверсивное движение на Пионерской (утром – в Москву, вечером – в Королев), расширить проезжую часть; спрямить изгиб этой улицы и расширить мост над Водоканалом. На это потребуется не более 2 лет. Северный вариант проекта, представленный Янковым мэрии, потребует 5-6 лет, для него нужны современные технические решения и реорганизация движения. В этом случае он не грозит ущербом исторической части города, как было ранее представлено транспортниками.
Сергей Найденко, чл.-корр. РАН, директор Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН отметил, что дорога через нацпарк нанесет критический ущерб животным. И предложил не идти по самому простому пути, а заняться реконструкцией дорог и общественным транспортом. Аркадий Тишков, чл.-корр. РАН, заведующий лабораторией биогеографии Института географии РАН, указал, что отказ от поисков альтернативных технологических решений в урбанизированных территориях нарушает ФЗ и призвал оперативно обратиться в РАН для проведения экологической экспертизы. А Всеволод Степаницкий, сопредседатель межрегиональной общественной организации «Экспертный совет по заповедному делу», подчеркнул, что фрагментация «Лосиного острова» приведет к деградации его экосистемы. Он отметил: планы строительства в пределах нацпарка нарушают не один федеральный закон, а пять, о чем еще несколько лет назад было выдано заключение экспертной группы, состоявшей из 40 чл.-корреспондентов РАН.
Позицию защитников природы резюмировал Виктор Данилов-Данильян, чл.-корр. РАН, научный руководитель ИВП РАН: «Экологи за то, чтобы найти такое решение, которое не противоречит федеральным законам и соответствует интересам жителей города Королёв, в том числе и в экологическом аспекте. И, как сказал Фёдор Николаевич Юрчихин, не только жителей нынешних, но и их потомков».
Он удивлен постановкой вопроса, прозвучавшей от администрации Королева: мы должны обязательно обойти центр города. «Почему же никто не сказал, что нужно обойти центр города и Лосиный остров? И то нужно обойти, и другое. Но второго Лосиного острова не будет, а второй центр города, в конце концов, построить можно, хотя бы и на Земляничной поляне».
«Нельзя быть независимым от экологии в 21 веке, – уверен Данилов-Данильян. – Если вы построите дорогу через Лосиный остров в два ряда, один туда, другой обратно, и ничего больше, кроме этого, не сделаете, то эта дорога сразу будет забита автомобилями на несколько часов в сутки. И что это за картина? Дорога через национальный парк, на которой вплотную один к другому стоят автомобили со включенными двигателями. Стоят по нескольку часов каждые сутки! А не едут. Это абсурд». Он призвал к очень серьезному, научному, экспертному обсуждению вопроса на базе Академии наук и экспертов из других организаций.
Он удивлен постановкой вопроса, прозвучавшей от администрации Королева: мы должны обязательно обойти центр города. «Почему же никто не сказал, что нужно обойти центр города и Лосиный остров? И то нужно обойти, и другое. Но второго Лосиного острова не будет, а второй центр города, в конце концов, построить можно, хотя бы и на Земляничной поляне».
«Нельзя быть независимым от экологии в 21 веке, – уверен Данилов-Данильян. – Если вы построите дорогу через Лосиный остров в два ряда, один туда, другой обратно, и ничего больше, кроме этого, не сделаете, то эта дорога сразу будет забита автомобилями на несколько часов в сутки. И что это за картина? Дорога через национальный парк, на которой вплотную один к другому стоят автомобили со включенными двигателями. Стоят по нескольку часов каждые сутки! А не едут. Это абсурд». Он призвал к очень серьезному, научному, экспертному обсуждению вопроса на базе Академии наук и экспертов из других организаций.