Новости

«Лосиный остров» – не решение транспортных проблем Королева!

«Как решить транспортные проблемы городского округа Королев без ущерба национальному парку «Лосиный остров» - дискуссия на эту тему прошла в Общественной палате РФ. Администрацию города призвали расширять дороги и развивать общественный транспорт.

Предыстория такова: жителям Королева и окрестностей чрезвычайно трудно выезжать из города по утрам и въезжать обратно по вечерам. Требуется решение проблемы. Администрация города разработала проект строительства двух дорог – одной через центр города, другой – через национальный парк «Лосиный остров». Экологи – категорически против. И законодательство на их стороне: «Лосиный остров» как особо охраняемая природная территория (ООПТ) защищен соответствующим федеральным законом. Конфликтная ситуация вокруг этой темы была вынесена на уровень Президента страны в декабре 2024 года, а в феврале 2025 появилось поручение В.В. Путина № Пр-292 (пункт 1, подпункт «г») в той формулировке, которая и была представлена на круглом столе.

Глава городского округа Королёв Игорь Трифонов рассказал, как сложно решить проблему транспорта в городе и как остро она стоит перед жителями и перед администрацией. Также он сообщил, что развивает общественный транспорт в округе: за 5 лет добавили 6 новых автобусных маршрутов, но пробки мешают. Кроме того, власти города заботятся о развитии рабочих мест так, чтобы жители могли трудиться недалеко от дома. Но развитие требует нового транспортного каркаса, сообщил Трифонов.
Для решения вопроса были привлечены эксперты Института экономики транспорта и транспортной политики ГУ ВШЭ, представившие два проекта новых выездов из города на Ярославское шоссе: северный и южный. Северный для реализации потребует сноса ряда построек, в том числе ТЦ, ограничит развитие железнодорожного транспорта и потребует строительных работ в историческом центре Королева. Его длина составит 11 км, пропуск 850 автомобилей в час, к тому же необходимо 6 лет для сооружения этого пути. Южный вариант – это путь по национальному парку. Он всячески удобен, составит 7 км, обеспечит пропуск 1800 авто в час, а строительство займет лишь 2-3 года.

Ни один из проектов, отметила директор Института географии РАН Ольга Соломина, не проходил экологическую экспертизу. А это обязательное требование.

Между тем, автовладельцы Королева требуют решить проблемы как можно быстрей, поэтому, с точки зрения властей, южный проект – самый удобный. Эту позицию поддержали приехавшие на заседание жители Королева, как оказалось, автомобилисты. Но не все.
Герой России, летчик-космонавт Федор Юрчихин, заместитель председателя и исполнительный директор ВООП, связан с Королевым с 1983 года и ежедневно сталкивается с теми же транспортными проблемами, о которых рассказывает городская администрация. Но причину коллапса дорожного трафика он видит в другом: неконтролируемое строительство жилья приводит к тому, что город стоит в пробках. В Королеве мало рабочих мест для жителей города и окрестностей, особенно для молодежи. В результате потоки машин в Москву утром и из Москвы вечером столь велики. Общественный транспорт в округе развит крайне слабо, подвижной состав старый, билеты на пригородные электрички дороги, плоха организация движения в самом городе, не говоря уже о состоянии дорожного полотна. Юрчихин предлагает начать с нескольких шагов: развитие доступного общественного транспорта, комфортабельного, быстрого и безопасного; перехватывающие парковки, в том числе многоуровневые, у железнодорожных станций; удешевление стоимости проезда на электричках в Москву и обратно в часы пик; реконструкция имеющихся городских автодорог и изменение организации движения на них. «Лосиный остров нужен нашим детям», – подчеркнул Федор Юрчихин, возвращаясь к теме дороги через национальный парк. По его словам, федеральный закон существует не для того, чтобы его отменять: «Нельзя собирать подписи граждан за нарушение федерального закона». Кроме того, по его словам, если в «Лосином острове» начнут строить дороги для Королева, то завтра то же самое захотят делать жители Щелково, Балашихи и Мытищ.
Этот подход поддержал Игорь Гришин, член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Он заявил, что транспортную проблему можно решить с помощью развития общественного транспорта и моратория на застройку: «Строительство в Королеве без ухудшения жизни людей невозможно». План прост: расширить имеющиеся улицы; изменить организацию движения, введя выделенные полосы для общественного транспорта; реконструировать железнодорожные станции и автобусные остановки; запустить автобусы до ближайших станций метро. При этом «Лосиный остров» останется цел и невредим.

Такая позиция оказалась близка молодым жителям Королева: новые дома добавят новые авто. А нам нужны новые рабочие места для выпускников вузов высокого уровня: «Лосиного острова» для решения транспортных проблем Королева – нет». Молодые жители соседних Мытищ также обозначили позицию: «Лосиный остров», где власти Королева хотят строить дорогу, находится на территории Мытищинского городского округа. Активисты направили 1200 подписей жителей в Администрацию президента РФ, 1850 подписей – в Минприроды России с требованием решать проблемы города за счет ресурсов города, а не за счет леса. И обращают внимание на то, что власти ведут строительство дорог под видом капитального ремонта, что не требует экологической экспертизы. Такие атаки на лес приходится отбивать с помощью прокуратуры.

Оказалось, что научную оценку патовой транспортной ситуации и выхода из нее уже подготовил Кирилл Янков, к.т.н., заведующий лабораторией ИНП РАН по заказу экологов и на общественных началах. Он опроверг сообщения о том, что дорога через нацпарк даст большую пропускную способность: максимум ее возможностей – это 900 автомашин в час. По его словам, дороге в лесу мешает отсутствие разворота с Ярославского шоссе, поворот в 90 градусов, а также отсутствие тротуаров и пешеходных переходов на том участке, где есть грунтовая дорога. Таким образом, в «Лосином острове» без нарушения ФЗ ничего не получится. Зато дешево и быстро можно обустроить нормальное движение за счет имеющихся магистралей: ввести реверсивное движение на Пионерской (утром – в Москву, вечером – в Королев), расширить проезжую часть; спрямить изгиб этой улицы и расширить мост над Водоканалом. На это потребуется не более 2 лет. Северный вариант проекта, представленный Янковым мэрии, потребует 5-6 лет, для него нужны современные технические решения и реорганизация движения. В этом случае он не грозит ущербом исторической части города, как было ранее представлено транспортниками.

Сергей Найденко, чл.-корр. РАН, директор Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН отметил, что дорога через нацпарк нанесет критический ущерб животным. И предложил не идти по самому простому пути, а заняться реконструкцией дорог и общественным транспортом. Аркадий Тишков, чл.-корр. РАН, заведующий лабораторией биогеографии Института географии РАН, указал, что отказ от поисков альтернативных технологических решений в урбанизированных территориях нарушает ФЗ и призвал оперативно обратиться в РАН для проведения экологической экспертизы. А Всеволод Степаницкий, сопредседатель межрегиональной общественной организации «Экспертный совет по заповедному делу», подчеркнул, что фрагментация «Лосиного острова» приведет к деградации его экосистемы. Он отметил: планы строительства в пределах нацпарка нарушают не один федеральный закон, а пять, о чем еще несколько лет назад было выдано заключение экспертной группы, состоявшей из 40 чл.-корреспондентов РАН.
Позицию защитников природы резюмировал Виктор Данилов-Данильян, чл.-корр. РАН, научный руководитель ИВП РАН: «Экологи за то, чтобы найти такое решение, которое не противоречит федеральным законам и соответствует интересам жителей города Королёв, в том числе и в экологическом аспекте. И, как сказал Фёдор Николаевич Юрчихин, не только жителей нынешних, но и их потомков».

Он удивлен постановкой вопроса, прозвучавшей от администрации Королева: мы должны обязательно обойти центр города. «Почему же никто не сказал, что нужно обойти центр города и Лосиный остров? И то нужно обойти, и другое. Но второго Лосиного острова не будет, а второй центр города, в конце концов, построить можно, хотя бы и на Земляничной поляне».

«Нельзя быть независимым от экологии в 21 веке, – уверен Данилов-Данильян. – Если вы построите дорогу через Лосиный остров в два ряда, один туда, другой обратно, и ничего больше, кроме этого, не сделаете, то эта дорога сразу будет забита автомобилями на несколько часов в сутки. И что это за картина? Дорога через национальный парк, на которой вплотную один к другому стоят автомобили со включенными двигателями. Стоят по нескольку часов каждые сутки! А не едут. Это абсурд». Он призвал к очень серьезному, научному, экспертному обсуждению вопроса на базе Академии наук и экспертов из других организаций.