Угроза для Национального парка «Лосиный остров» не снижается: несмотря на статус особо охраняемой природной территории (ООПТ) и протесты жителей Королева, проект строительства автодороги по заповедной территории не снят с повестки дня. Администрация города ведет активное строительство недвижимости в окрестностях, что многократно усложнит транспортную обстановку. Вырубить деревья – простейшее из решений с минимумом интеллектуальных и финансовых вложений. Но местные активисты с такой постановкой вопроса мириться не желают.
В субботу 5 апреля 2025 года на территории ООПТ прошел рейд, в котором приняли участие не только активисты из инициативной группы защитников «Лосиного острова», проживающие в Королеве, но и представители межрегиональной общественной организации «Экспертный совет по заповедному делу», Всероссийского общества охраны природы ВООП, Научно-экспертного совета ВООП, экологического движения ЭКА, а также группа журналистов из Москвы и Подмосковья.
В субботу 5 апреля 2025 года на территории ООПТ прошел рейд, в котором приняли участие не только активисты из инициативной группы защитников «Лосиного острова», проживающие в Королеве, но и представители межрегиональной общественной организации «Экспертный совет по заповедному делу», Всероссийского общества охраны природы ВООП, Научно-экспертного совета ВООП, экологического движения ЭКА, а также группа журналистов из Москвы и Подмосковья.
Участники рейда прошли по территории Национального парка, где администрация города Королев намечает строительство автомагистрали. Ныне это грунтовая дорога, по которой сотрудники нацпарка перемещаются для выполнения своих природоохранных задач. На велосипедах и пешком по тем участкам дороги в сухую погоду гуляют местные жители.
Михаил Крейндлин, координатор программы по особо охраняемым природным территориям природоохранного проекта «Земля касается каждого» и член «Экспертного совета по заповедному делу» показал, как выглядит дорога на всем протяжении планируемой автотрассы. По его словам, через территорию, охраняемую 8 законами страны, дорогу вести нельзя. Кроме того, ее эффективность сомнительна.
Напомним, есть и другой вариант сооружения автомагистрали – через город. Он включает, в частности, оптимизацию нынешних дорог, их расширение, приведение в порядок, организацию движения. Его реализация требует проведения ряда согласований, а это довольно длительный процесс. По утверждению властей, на работу по этому варианту требуется 6 лет.
Едва ли не основной причиной стремления строить дорогу через лес активисты называют обслуживание интересов новых жилых комплексов, строительство которых бурно идет в городе и окрестностях.
Игорь Гришин, член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, отмечает, что строительство дороги через лес, с точки зрения администрации города, повысит инвестиционную привлекательность земельных участков вблизи автотрассы. «В правительстве Московской области могут сколько угодно рассказывать про дороги, про пробки в 4 часа, но они прекрасно знают, что наши пробки длятся 20 минут», – поясняет он.
По его словам, транспортная проблема есть, речь идет о малой пропускной способности дорог города. Но эта проблема должна решаться иным способом, а не вырубкой национального парка. Но главное – не в этом: «У нас все-таки предполагается какая-то застройка в будущем. Поэтому проблема пробок встанет в полный рост и усугубится, строительство жилья приведет ровно к тому, что люди взвоют». Поэтому прекращение строительства активисты считают едва ли не главным пунктом в теме спасения «Лосиного острова».
Едва ли не основной причиной стремления строить дорогу через лес активисты называют обслуживание интересов новых жилых комплексов, строительство которых бурно идет в городе и окрестностях.
Игорь Гришин, член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, отмечает, что строительство дороги через лес, с точки зрения администрации города, повысит инвестиционную привлекательность земельных участков вблизи автотрассы. «В правительстве Московской области могут сколько угодно рассказывать про дороги, про пробки в 4 часа, но они прекрасно знают, что наши пробки длятся 20 минут», – поясняет он.
По его словам, транспортная проблема есть, речь идет о малой пропускной способности дорог города. Но эта проблема должна решаться иным способом, а не вырубкой национального парка. Но главное – не в этом: «У нас все-таки предполагается какая-то застройка в будущем. Поэтому проблема пробок встанет в полный рост и усугубится, строительство жилья приведет ровно к тому, что люди взвоют». Поэтому прекращение строительства активисты считают едва ли не главным пунктом в теме спасения «Лосиного острова».
Олег Капуста, активист из инициативной группы жителей Королева, рассказал, что в окрестностях города, в нем и на подъездах не нему, есть несколько крупных пробок, мешающих автомобилистам: на ул. Первомайской, на Тихонравова, а не только на ул. Пионерской, фигурирующей в обоснованиях городских властей, которые аргументируют необходимость порубок в ООПТ. «Мы все понимаем, что сама проблема пробки на Пионерской – на самом деле второстепенная. Сама пробка не очень-то интересна. Но здесь, «под соусом» этой пробки, легко инициировать прокладку дороги через «Лосиный остров», – объясняет он. – Именно эта дорога нужна для того, чтобы повысить инвестиционную привлекательность земельных участков. И проблема будет нарастать».
Академик РАН Александр Чибилев, крупнейший в нашей стране специалист в области ландшафтной экологии и заповедного дела, научный руководитель Института степи Уральского отделения РАН, вице-президент РГО и член Научно-экспертного совета ВООП, также принял участие в рейде. Пройдя по маршруту, он аргументировал позицию с научной точки зрения: «Очень важно сохранить в мегаполисе как можно более крупный участок первозданной природы. Вот это самое важное. Любое ущемление границ будет сказываться на ядре заповедном. Чем крупнее массив, тем он более жизнестойкий. Если мы будем постоянно «отщипывать» от него, да и тем более еще трассы прокладывать… Обязательно появится ЛЭП. Ясно, что ЛЭП несет угрозу основному ядру охраняемой территории. Надо учитывать, что этому заповеднику уже 450 лет, со времен Ивана Грозного. Это были охотничьи угодья – по сути дела, заповедные территории. И для нас это ценность такая же. Это же достояние, это природное наследие, наследие государства. И очень ценно, что «Лосиный остров» находится в центре мегаполиса».
Фотографии: Пресс-служба ВООП, Алексей Ченосов