Андрей Воробьёв, губернатор Московской области, на встрече в Кремле с Президентом РФ Владимиром Путиным 8 апреля 2025 года в числе других важных социальных вопросов упомянул строительство дороги в Королёве, подмосковном наукограде, где проживает, по разным оценками, 224 348 - 226 007 человек.
«Мы вдумчиво, аккуратно смотрели разные варианты, – сообщил губернатор президенту. – Если не к концу года, то в первом квартале 2026 года, Владимир Владимирович, мы построим дорогу, которая действительно «вызволит из плена» 250 тысяч человек, как наш житель и говорил»
«Мы вдумчиво, аккуратно смотрели разные варианты, – сообщил губернатор президенту. – Если не к концу года, то в первом квартале 2026 года, Владимир Владимирович, мы построим дорогу, которая действительно «вызволит из плена» 250 тысяч человек, как наш житель и говорил»
Интерес Президента России к дорожной теме городского округа Королёв был вызван вопросом, заданным ему во время «Прямой линии» 19 декабря 2024 года. Подошедший к микрофону собственный корреспондент Русской службы государственного телевидения Китая в Москве Дмитрий Маслак, заявил: «Нужен третий въезд в Королёв, потому что все, мы тонем, мы не можем стоять в этих пробках. Я думаю, сейчас весь Королев хлопает, аплодирует, потому что, если Вы это сможете решить, мы будем очень счастливы».
Итогом «Прямой линии» традиционно стала серия поручений, в числе которых – до 1 апреля «рассмотреть при участии Правительства Московской области и Общественной палаты Российской Федерации варианты решения транспортных проблем городского округа Королёв Московской области и представить предложения с учетом мнения его жителей». Документ был подписан Владимиром Путиным 12 февраля 2025 года.
17 марта в Общественной палате РФ (ОП РФ) прошел круглый стол «Как решить транспортные проблемы городского округа Королёв без ущерба национальному парку «Лосиный остров». В общественных слушаниях приняли участие представители Правительства Московской области, федеральных органов исполнительной власти, местных жителей, научных институтов Российской академии наук, Всероссийского общества охраны природы (ВООП), Экспертного совета по заповедному делу, других общественных организаций.
Проблемы есть
Транспортные проблемы у жителей городского округа Королёв есть, особенно у автомобилистов: сложно выезжать из города утром и въезжать в него по вечерам. Администрация представила в ОП РФ два проекта решения вопроса: сооружение дороги через центр и через национальный парк «Лосиный остров».
Транспортные проблемы у жителей городского округа Королёв есть, особенно у автомобилистов: сложно выезжать из города утром и въезжать в него по вечерам. Администрация представила в ОП РФ два проекта решения вопроса: сооружение дороги через центр и через национальный парк «Лосиный остров».
По оценке администрации г. Королёв, дорога через центр потребует сноса ряда построек, в том числе ТЦ, и потребует строительных работ в историческом центре Королёва. Его длина составит 11 км, пропуск 850 автомобилей в час, к тому же необходимо 6 лет для сооружения этого пути. Дорога через «Лосиный остров» составит 7 км, обеспечит пропуск 1800 авто в час, а строительство займет лишь 2-3 года. Эти цифры были приведены экспертом, привлеченным администрацией города.
Но есть еще и третий проект, его разработал Кирилл Янков, к.т.н., заведующий лабораторией Прогнозирования региональной экономики ИНП РАН по заказу экологов и на общественных началах. По его словам, для сооружения современной технологичной и достойной наукограда дороги через центр города потребуется 5-6 лет, инновационные технические решения и реорганизация движения в городе. В этом случае новая дорога решит транспортные проблемы и не нанесет ущерб исторической части города, как было ранее представлено администрацией Королёва. По его расчетам, дешево и быстро можно обустроить нормальное движение за счет имеющихся магистралей: ввести реверсивное движение на Пионерской (утром – в Москву, вечером – в Королёв), расширить проезжую часть; спрямить изгиб этой улицы и расширить мост над Водоканалом. На это потребуется не более 2 лет.
Но есть еще и третий проект, его разработал Кирилл Янков, к.т.н., заведующий лабораторией Прогнозирования региональной экономики ИНП РАН по заказу экологов и на общественных началах. По его словам, для сооружения современной технологичной и достойной наукограда дороги через центр города потребуется 5-6 лет, инновационные технические решения и реорганизация движения в городе. В этом случае новая дорога решит транспортные проблемы и не нанесет ущерб исторической части города, как было ранее представлено администрацией Королёва. По его расчетам, дешево и быстро можно обустроить нормальное движение за счет имеющихся магистралей: ввести реверсивное движение на Пионерской (утром – в Москву, вечером – в Королёв), расширить проезжую часть; спрямить изгиб этой улицы и расширить мост над Водоканалом. На это потребуется не более 2 лет.
Янков также оценил экономическую эффективность проекта дороги через «Лосиный остров». По расчетам ученого, максимум пропускной способности дороги – это 900 автомашин в час, а не 1800, как представлено ранее. Среди ключевых технических препятствий проекта он отметил отсутствие разворота с Ярославского шоссе, два поворота в 90 градусов, а также отсутствие тротуаров и пешеходных переходов на грунтовой дороге. Кроме того, существует ряд законов страны, не позволяющих вести деятельность в национальных парках.
В интересах жителей
Жители г.о. Королёв и г.о. Мытищи, живущие в непосредственной близости от национального парка и использующие его пространства для пеших прогулок и велоспорта, выступают против строительства дороги через лес. Они уверены, что основной причиной транспортных проблем стало жилищное строительство, активно ведущееся с разрешения администрации в самом Королёве и вдоль Ярославского шоссе. Кроме того, выяснилось, что пробки образуются не на выезде и въезде в Королёв, а на Ярославском шоссе. Жители выступили с призывом объявить мораторий на сооружение объектов недвижимости.
В интересах жителей
Жители г.о. Королёв и г.о. Мытищи, живущие в непосредственной близости от национального парка и использующие его пространства для пеших прогулок и велоспорта, выступают против строительства дороги через лес. Они уверены, что основной причиной транспортных проблем стало жилищное строительство, активно ведущееся с разрешения администрации в самом Королёве и вдоль Ярославского шоссе. Кроме того, выяснилось, что пробки образуются не на выезде и въезде в Королёв, а на Ярославском шоссе. Жители выступили с призывом объявить мораторий на сооружение объектов недвижимости.
Кроме того, в г. Королёве мало рабочих мест для жителей города и окрестностей, особенно для молодежи. Поэтому они вынуждены ехать в Москву.
Кроме того, общественный транспорт в округе развит крайне слабо, подвижной состав старый, билеты на пригородные электрички дороги, плохи как организация движения в самом городе, так и состояние дорожного полотна.
Местные жители предлагают вот такие шаги:
А «Лосиный остров», необходимый взрослым и детям нынешних и будущих поколений, оставить в покое.
Кроме того, общественный транспорт в округе развит крайне слабо, подвижной состав старый, билеты на пригородные электрички дороги, плохи как организация движения в самом городе, так и состояние дорожного полотна.
Местные жители предлагают вот такие шаги:
- развитие доступного общественного транспорта, комфортабельного, быстрого и безопасного;
- перехватывающие парковки, в том числе многоуровневые, у железнодорожных станций;
- удешевление стоимости проезда на электричках в Москву и обратно в часы пик;
- реконструкция имеющихся городских автодорог и изменение организации движения на них.
А «Лосиный остров», необходимый взрослым и детям нынешних и будущих поколений, оставить в покое.
Почти 6000 жителей Королёва подписали обращение к Президенту РФ о недопустимости строительства дороги. Более 20 000 граждан России подписали обращение к министру природных ресурсов и экологии РФ и губернатору Московской области. Они призвали не допустить строительства дороги и жилых домов на территории «Лосиного острова». Жители Мытищ подали 1200 подписей в Администрацию президента и 1850 подписей в Минприроды с просьбой защитить национальный парк от планируемой стройки.
«Лосиный остров» с точки зрения юриспруденции
Эта особо охраняемая природная территория защищена от деятельности человека 7 (семью) законодательными актами: Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей среды», «О животном мире», Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, а также Положением о национальных природных парках и Положением о национальном парке «Лосиный остров». Проект дороги по особо охраняемой природной территории (ООПТ) также нарушает Градостроительный кодекс РФ.
Кроме того, планы деятельности в национальном парке попирают два основополагающих стратегических документа, утвержденных Президентом Владимиром Путиным. Это, во-первых, Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ от 19.04.2017 г. № 176). К приоритетным направлениям Стратегия относит (п.26, пп. «м») расширение мер по сохранению биологического разнообразия, в том числе редких и исчезающих видов растений, животных и других организмов, среды их обитания, а также развитие системы ООПТ.
И, во-вторых, для всех в нашей стране действует Указ Президента России от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Документ устанавливает целевые показатели и задачи для достижения национальной цели «Экологическое благополучие». Речь идет, в том числе, о сохранении лесов и биологического разнообразия, устойчивом развитии ООПТ.
Анализ законодательства подготовлен МОО «Экспертный совет по заповедному делу», авторитетной экспертной организацией, объединяющей ведущих специалистов России в сфере сохранения биологического разнообразия, специально для заседания ОП.
Академическая наука удивлена
В ходе дискуссии в ОП выяснилось, что ни один из проектов сооружения дороги не проходил экологическую экспертизу, как того требует закон.
Отметим, ранее 40 видных деятелей науки и охраны природы, среди которых 6 академиков и 9 членов-корреспондентов РАН, направили обращение к заместителю председателя правительства РФ Марату Хуснуллину с предложением проработать в качестве приоритетного вариант, не затрагивающий территорию национального парка «Лосиный остров».
Ведь заповеднику уже 450 лет, он начал свою историю со времен Ивана Грозного: это были охотничьи угодья, а по сути – заповедные территории. Это достояние страны, природное наследие государства, чудом сохранившееся в мегаполисе.
По Федеральному закону от 27.09.2013 N 253-ФЗ (ред. от 28.02.2025) «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 2), целями деятельности РАН являются: экспертное научное обеспечение деятельности государственных органов и организаций; предоставление научно-консультативных услуг государственным органам и организациям, осуществление экспертных функций.
Ученые предложили обратиться в РАН для проведения экспертизы и выработки научно обоснованных и не противоречащих российскому законодательству вариантов выполнения поручения Президента Российской Федерации.
Итоги дискуссий
Материалы общественного обсуждения и рекомендации ОП опубликованы
«Лосиный остров» с точки зрения юриспруденции
Эта особо охраняемая природная территория защищена от деятельности человека 7 (семью) законодательными актами: Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей среды», «О животном мире», Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, а также Положением о национальных природных парках и Положением о национальном парке «Лосиный остров». Проект дороги по особо охраняемой природной территории (ООПТ) также нарушает Градостроительный кодекс РФ.
Кроме того, планы деятельности в национальном парке попирают два основополагающих стратегических документа, утвержденных Президентом Владимиром Путиным. Это, во-первых, Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ от 19.04.2017 г. № 176). К приоритетным направлениям Стратегия относит (п.26, пп. «м») расширение мер по сохранению биологического разнообразия, в том числе редких и исчезающих видов растений, животных и других организмов, среды их обитания, а также развитие системы ООПТ.
И, во-вторых, для всех в нашей стране действует Указ Президента России от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Документ устанавливает целевые показатели и задачи для достижения национальной цели «Экологическое благополучие». Речь идет, в том числе, о сохранении лесов и биологического разнообразия, устойчивом развитии ООПТ.
Анализ законодательства подготовлен МОО «Экспертный совет по заповедному делу», авторитетной экспертной организацией, объединяющей ведущих специалистов России в сфере сохранения биологического разнообразия, специально для заседания ОП.
Академическая наука удивлена
В ходе дискуссии в ОП выяснилось, что ни один из проектов сооружения дороги не проходил экологическую экспертизу, как того требует закон.
Отметим, ранее 40 видных деятелей науки и охраны природы, среди которых 6 академиков и 9 членов-корреспондентов РАН, направили обращение к заместителю председателя правительства РФ Марату Хуснуллину с предложением проработать в качестве приоритетного вариант, не затрагивающий территорию национального парка «Лосиный остров».
Ведь заповеднику уже 450 лет, он начал свою историю со времен Ивана Грозного: это были охотничьи угодья, а по сути – заповедные территории. Это достояние страны, природное наследие государства, чудом сохранившееся в мегаполисе.
По Федеральному закону от 27.09.2013 N 253-ФЗ (ред. от 28.02.2025) «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 2), целями деятельности РАН являются: экспертное научное обеспечение деятельности государственных органов и организаций; предоставление научно-консультативных услуг государственным органам и организациям, осуществление экспертных функций.
Ученые предложили обратиться в РАН для проведения экспертизы и выработки научно обоснованных и не противоречащих российскому законодательству вариантов выполнения поручения Президента Российской Федерации.
Итоги дискуссий
Материалы общественного обсуждения и рекомендации ОП опубликованы
https://files.oprf.ru/storage/documents/rekom-park-losin-ostrov-25032025-1.pdf
и направлены в Правительство в соответствии с поручением президента РФ.
По предложению ОП 5 апреля 2025 года был проведен выездной рейд по «Лосиному острову», в котором приняли участие представители РАН, ВООП, Экспертного совета по заповедному делу, других общественных организаций, жители Королёва и Мытищ. В ходе рейда было показано, что район предлагаемой прокладки дороги практически на всем протяжении представляет собой колею, которую лесничие используют для проведения своих лесотехнических работ. Там, где колея завершается, начинается узкая прерывистая тропинка, к которой вплотную подходят деревья. Очевидно, авторы проекта планировали вести рубку на территории, представляющей федеральную ценность.
и направлены в Правительство в соответствии с поручением президента РФ.
По предложению ОП 5 апреля 2025 года был проведен выездной рейд по «Лосиному острову», в котором приняли участие представители РАН, ВООП, Экспертного совета по заповедному делу, других общественных организаций, жители Королёва и Мытищ. В ходе рейда было показано, что район предлагаемой прокладки дороги практически на всем протяжении представляет собой колею, которую лесничие используют для проведения своих лесотехнических работ. Там, где колея завершается, начинается узкая прерывистая тропинка, к которой вплотную подходят деревья. Очевидно, авторы проекта планировали вести рубку на территории, представляющей федеральную ценность.
С учетом этих фактов и обещания, данного губернатором Московской области президенту России, сформулируем ряд вопросов:
А также выступим с предложением:
поручить экспертизу всех проектов строительства (ремонта, реконструкции) дорог в городском округе Королёв, включая альтернативные, научно-экспертному сообществу РАН, учитывая федеральный статус и особую ценность «Лосиного острова» и необходимость четкого и неукоснительного соблюдения российского законодательства.
- Какой именно проект сооружения дороги имел в виду руководитель Подмосковного региона?
- Какие конкретные альтернативные проекты были рассмотрены?
А также выступим с предложением:
поручить экспертизу всех проектов строительства (ремонта, реконструкции) дорог в городском округе Королёв, включая альтернативные, научно-экспертному сообществу РАН, учитывая федеральный статус и особую ценность «Лосиного острова» и необходимость четкого и неукоснительного соблюдения российского законодательства.
Всероссийское общество охраны природы (ВООП) — одно из старейших в мире действующих природоохранных объединений. С момента создания 29 ноября 1924 года до сегодняшнего дня защита живой природы – главная задача организации. Сохранение биоразнообразия как основы экологического благополучия людей – важнейшая тема ВООП. В настоящее время активисты Общества и ученые Научно-экспертного совета ВООП ведут, в частности, работу по сохранению Байкала, непосредственно участвуют в очистке пляжей Краснодарского края и Крыма от последствий разлива мазута в Керченском проливе Черного моря, оказывают помощь и поддержку развитию и защите ООПТ в регионах, ведут серьезную просветительскую деятельность для детей и взрослых.
ВООП настаивает на том, что любая деятельность любого человека в России должна вестись исключительно в рамках законодательства Российской Федерации.
ВООП настаивает на том, что любая деятельность любого человека в России должна вестись исключительно в рамках законодательства Российской Федерации.